Рисуем пластилином.
ВАМ ПОНАДОБЯТСЯ:
![]() ![]() |
Начните задуманную композицию с эскиза на листке бумаги. Выберите цвета изображения и фона, не забывая о контрастности и сочетании цветов: жёлтый предмет будет казаться более ярким на зелёном, синий на жёлтом фоне и т.п. Затем подберите нужный формат картины и вырежьте из оргалита прямоугольную пластину нужного размера с учетом ширины полей. Затем вырежьте прямоугольник из цветной плёнки по размеру будущей картины и наклейте ее на оргалит. Перенесите изображение с эскиза на плоскость картины, например, с помощью координатной сетки и детских мелков. В зависимости от выбранного сюжета, решаем, что будет являться фоном для изображения: сама плёнка или нанесённый на нее пластилиновый слой. Рекомендуемые цвета самоклеющейся плёнки для фона - все оттенки синего и, зелёного; серый; чёрный. Главное в картине - это не фон, а задуманное вами изображение, поэтому фон не должен быть слишком ярким и бросающимся в глаза. То же самое относится и к полям картины - их цвет должен сочетаться как с основными цветами изображения, так и с цветом фона. Универсальные поля - белые. Поля тоже нужно изготовить из самоклеющейся плёнки и наклеивать после полного завершения работы. Итак, вы уже подготовились к главной работе - изготовлению картины. Этапы изготовления картины показаны ниже. ![]() ![]() ![]() ![]()
Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму. Скатывание - кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик. Слегка потянув щепоткой часть пластилина - оттягиванием - можно из оттянутого материала сформировать часть изображения. Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, которое выполняется кончиками пальцев. Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п. Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь. Для более выразительного изображения предметов, а также для получения большого количества одинаковых заготовок в помощь идут вспомогательные рабочие инструменты. Например, для изготовления стеблей, травинок или паутинок подойдет одноразовый медицинский шприц без иглы. Раскатайте кусок пластилина по диаметру входящего отверстия шприца и проталкиваем его внутрь. Отрежьте стеком лишнее, закройте поршнем входное отверстие и нагрейте содержимое шприца. Подогретый пластилин выдавливается на рабочую доску длинными "нитями". Толстенькие "колбаски" можно делать с помощью кондитерских шприцов. Для нагрева пластилина можно использовать горячую воду, батарею отопления или утюг (только очень осторожно!). |
Какой пластилин лучше?

Выбрать пластилин — не проблема, но выбрать по душе – еще надо постараться.
Ответ на вопрос «какой выбрать пластилин?» зависит от того,
- кто будет лепить: ребенок или взрослый,
- что будут лепить: отдельно стоящие фигурки или пластилин будет размазываться по поверхности,
- будут ли использоваться только чистые цвета или они будут смешиваться
Пластилин «Советский»
«Советский» — это уж я так, ностальгируя по детству. Имеется в виду простой пластилин, в брусочках и с пластмассовым стеком в комплекте. Самый демократичный, но не самый плохой вариант. Ярославский «Луч» или московская «Гамма» подойдут для старших групп детского сада или для школьников. Для малышей 3-4 лет, на мой взгляд, жестковат.
Размять брусок «советского» пластилина сразу непросто даже взрослому. Поэтому лучше отщипывать кусочки и разминать по чуть-чуть. Плюс такого пластилина еще и в том, что при долгом, очень долгом разминании он не тает и не прилипает к рукам. Кроме того, вылепленными фигурками можно играть: кошку кормить, утку пускать в озеро. А также фигурки легко «демонтировать» и использовать снова, даже если кошка и утка смяты в одно бесформенное нечто.
«Советский» пластилин, однако, оставляет отвратительные жирные пятна на обоях, а попав в волосы, вцепляется в них намертво.
В форме брусочков выпускается не только российский, но и импортный пластилин. Так, например, я лепила из пластилина «Манускрипт» и «Jovi» – красота. Он намного ярче, чем наш, отечественный, более мягкий и прилично склеивается. Вообще, есть такая закономерность: чем изначально тверже пластилин, тем легче скрепить детали. Очень мягкий пластилин не липнет к рукам – это хорошо. Но он не липнет и сам к себе!
Но на этот новый год нам подарили какой-то дорогой немецкий пластилин, и мы были в шоке. Кирпич-кирпичом. Отщипнуть кусочек было невозможно – только отрезать, а опрометчиво скатанные нами шарики стали похожи на пушечные ядра. Может, изначально он был хороший, но хранили его не так, я не знаю.
Чтобы не попасть впросак, можно перед покупкой попросить продавца открыть коробку и потрогать пластилин. Брусочный, как правило, не запечатан в блистер, так что сделать это легко.
Пластилин «в ячейках»

Яркий, мягкий, пластичный. Из него можно получить новые оттенки. Но вот разделить составные части готовой игрушки, смятой в кулаке ребенка, уже невозможно. Поэтому при лепке лучше использовать цвета, которые при смешивании образуют красивый цвет: желтый + красный = оранжевый, синий + желтый = зеленый. Просто для того, чтобы впоследствии использовать его как новый оттенок.
У этого пластилина есть еще одна особенность: после долгого разминания он тает и начинает прилипать к рукам. Руки в таком случае можно просто смочить водой, а пластилин на минуту опустить в холодную воду.
Отмывается такой пластилин гораздо лучше «советского» коллеги, даже от волос. С мебели хорошо оттирается детскими влажными салфетками.
Из такого пластилина лучше делать не отдельно стоящие фигурки, а «картины наоборот» или рисовать пластилином. Зато для малышей, которые мнут, размазывают и вдавливают – он очень и очень хорош.
Пластилин «в колбасках»
Самый мягкий вариант. Действительно очень мягкий, сочных цветов, приятно пахнет. Не пачкает руки, но и не липнет сам к себе. Это начальный уровень: для змеек, колобков и прочей монолитных и монохромных творений.
Заметаем следы
Удалить пластилин из волос поможет любое масло: столовое или косметическое. Голову потом нужно будет помыть, но портить прическу не придется.
Вывести пятно с ковролина поможет метиловый спирт (технический, для обезжиривания поверхностей), который продается в магазинах для автолюбителей.
Следы пластилина с одежды удаляются с помощью старой зубной щетки. Пострадавшую вещь помещают в морозилку или посыпают сухим льдом, затем отчищают остатки пластилина. Намыливают щетку и втирают раствор, подложив под пятно ткань с обратной стороны вещи. Оставляют раствор на 30 минут, затем смывают, а вещь сушат.
Пластилин марки Луч.
Путешествие в мир объемных образов и изысканных картин
- Пластилин «Кроха» для самых маленьких
- Пластилин «Плавающий»
- Пластилин «Классика», «Люкс»
- Пластилин «Престиж» с золотом и серебром
- Пластилин «Премиум»
И какой бы пластилин мы не взяли в руки, он моментально очаровывает своей цветовой гам- мой и притягательной фактурой. Поэтому наши дети могут, буквально, часами заниматься этим материалом, создавая творческие шедевры. Давайте и мы попробуем что-нибудь вылепить.
1. Пластилин «Кроха» для самых маленьких.
Мягкий пластилин «Кроха» для самых малень- ких идеально подходит для миниатюрных и нежных детских пальчиков. Наши малыши могут творить чудеса этими разноцветными полосочками. Предлагаем выполнить не- сколько забавных образов самыми простыми приемами.
«Красавица-змейка» (рис. 49)
Скатайте две колбаски разного цвета. Затем положите их рядом, зажмите с одного конца и перекрутите. Теперь покатайте полученную колбаску, больше раскатывая хвост. Там, где колбаска более толстая, будет голова. Сте- ком аккуратно разрежьте голову в том месте, где будет рот. Вращательными движениями слепите шарики – это глаза. Прикрепите их к голове. Далее слепите маленькую колба- ску красного цвета и чуть-чуть ее разрежьте с одного конца – это будет язык. Аккуратно вставьте его в рот. Теперь слепите разноцвет- ные шарики и украсьте ими туловище змейки. Красота!


«Улиточка» (рис. 50)
- Соедините несколько небольших разноц- ветных кусочков пластилина в один комочек и скатайте колбаску. Скрутите один ее конец в рулетик, а из другого свободного конца сделайте голову. Вылепите глаза и рот. Кончи- ки зубочистки будут выполнять роль рожков. Маленькая улиточка готова.
- Улиточку-маму или папу будем выполнять чуть-чуть по-другому.

«Веселая гусеница» (рис. 51)
Раскатываем разноцветные шарики, сплющи- ваем их и соединяем друг с другом. Это будет туловище. Далее лепим шею и хвостик. Рас- плющив шарик зеленого цвета, получим го- лову. Из тонких колбасок скручиваем рожки, делаем носик и рот. Затем из разных шариков монтируем глаза и «пушистые» иголочки на туловище. Желтые многочисленные шарики будут ножками. Получилась забавная гусени- ца. Такая фигурка под силу совсем маленько- му ребенку.

«Ящерица-хамелион» (рис. 52)
Вылепите толстую зеленую колбаску, один конец которой тоньше другого. Это будет туловище. Небольшие колбаски темного зе- леного цвета будут лапами. Прикрепим лапы к туловищу.
Далее раскатаем тонкие колбаски перламу- трового пластилина разных цветов. Они будут выполнять роль чешуи. Обмотаем ими тулови- ще. Теперь также из перламутрового пласти- лина вылепим шарики и прилепим их между колбасок на туловище, слегка приплюснув.
Раскатаем еще одну перламутровую колбаску и прилепим ее посередине туловища сверху – это хребет, на который мы будем прилеплять большие перламутровые чешуи желтого цве- та. Далее раскатываем шарики белого цвета для глаз и прилепляем их, слегка приплюснув. Делаем небольшие черные зрачки и коготки на лапах. Перламутровым пластилином ле- пим нос и рот. Ящерица-хамелион готова. Таким образом, с помощью очень простых приемов – колбаски и шарики разных разме- ров – наш малыш научится создавать настоя- щие пластилиновые скульптуры. И, как всегда, богатейший ассортимент пластилина серии для самых маленьких предлагает химзавод «Луч».
2. Пластилин «Плавающий».
Уникальный яркий пластилин специально разработан для тех девчонок и мальчишек, которые любят воду и наслаждаются этой стихией. Наши мальчишки любят создавать водоемы и запускать в них кораблики, а дев- чонки – любоваться красивыми лилиями и кувшинками, плавающими на водной глади. Сегодня мы постараемся утолить индивиду- альный интерес, как девочек, так и мальчиков с помощью плавающего пластилина.
«Волшебный цветок» (рис. 53)
Любая девочка сможет создать такой цветок, а потом любоваться тому, как цветок нежно колышется на поверхности воды.
Сначала вылепим из бруска голубого цвета тонкий круг. На нем будет крепиться наш цве- ток. Затем из пластилина изумрудно-зеленого цвета лепим цветочки и прикрепляем их к середине круга. Из тонких колбасок светло- зеленого цвета делаем прожилки и крепим их к нижним листочкам. Теперь делаем светло-зеленые листочки и опять прилепля- ем к середине. Они должны быть меньше, чем нижние. Слегка загибаем верхнюю часть нижних и верхних листочков. Далее выле- пляем необычный цветочек из пластилина разных цветов и укрепляем его в центре над листочками. Необычный водный цветок готов. Теперь осталось только налить в тазик воды и начать любоваться этим творением.

«Ладья удачи» (рис. 54)
Без сомненья эту плавающую конструкцию оценят мальчики и с удовольствием ее сделают.
Сначала из черного пластилина делаем тонкую основу для нашей ладьи. Это будет днище. Далее расплющиваем пальцами коричневый пластилин, вырезаем из него борта и прилепляем к днищу. Теперь создаем декоративный образ птицы, также из коричневого пластилина и укрепляем его на носу нашей ладьи. Своеобразный коричневый хвост укрепляем на корме. Теперь украшаем ладью с помощью колбасок желтого и оран- жевого цветов, укрепляя их по периметру днища и бортов. Украшаем деталями образ птицы на носу и хвост на корме. Расплющивая шарики разных цветов, прилепим их на борта слева и справа. А сейчас самое главное – мачта с парусами и флагом. На днище ладьи укрепляем пластилиновый шарик и вставляем в него палочку. Это будет мачта. Вырезаем из ткани или тонкой бумаги прямоугольник, делаем посередине его несколько небольших отверстий и вставляем на мачту. Сверху мож- но сделать флаг. Ладья, плывущая за удачей, готова. Теперь ее можно запускать в любое водное пространство и мечтать о будущем кругосветном путешествии.
3. Пластилин «Классика», «Люкс».
Великолепный пластилин с большой и раз- нообразной цветовой гаммой. Цвета легко смешиваются друг с другом. Готовые изделия хорошо держат свою форму. Идеально соче- тается с декоративными видами пластилина «Перламутровый» и «Флуоресцентный». Такой пластилин по достоинству оценят старшие дошкольники.
Композиция «Друзья джунглей» (рис. 55)
Предлагаем выполнить композицию, состоя- щую из трех животных, одной пальмы и травя- ного подиума. И мальчикам и девочкам будет интересна такая работа. Лепить будем все по порядку.
- Слоненок:
Технология лепки все такая же простая, что и для малышей. Из колбасок и шариков раз- ной длины и величины будем создавать фигу- ру слоненка. Сначала слепим яйцо-туловище, далее прилепим четыре колбаски-ноги.
Теперь прилепляем шар-голову, а к голове колбаску-хобот. Приплюснем два шарика- уши и прилепим к голове. Бивни, глаза, хвост, декор на лапках и ушах можно вылепить из флуоресцентного или перламутрового пла- стилина. Один из трех друзей готов. - Львенок:
Опять скатайте яйцо-туловище. Все лапы фор- мируем из колбасок и сплющенных шариков, а затем прилепляем на туловище. Шар-голову присоединяем сверху. Все мелкие и декора- тивные детали (уши, грива, нос, рот, глаза, хвост, когти на лапах) лепим из перламутро- вого пластилина. Второй друг готов! - Жирафик:
Яйцо-туловище, шея, голова, ноги и хвост – все это из колбасок. Крепим все на свои места. Черным пластилином делаем гриву. И опять все мелкие и декоративные детали вылепли- ваем из перламутрового пластилина. Вот и третий дружок сделан! - Пальма:
Из коричневого пластилина лепим шарики, а затем одновременно обеими руками боль- шим и указательным пальцами «оквадрачива- ем» шарики. Получаются кубики. Ставим друг на друга. Для прочности внутрь вставляем зубочистку. Края листьев чуть-чуть подрезаем ножницами и прикрепляем сверху на ствол пальмы. Из перламутрового пластилина ле- пим орехи и прилепляем их к пальме. - Травяной подиум:
Берем пенопластовый лоток, который, на- верняка, есть у каждого или доску для лепки, которую выпускает химзавод «Луч». Флуо- ресцентным пластилином (желтый, зеленый, белый), смешивая цвета между собой, за- мазываем верхнюю часть лотка. Из разного зеленого пластилина лепим тонкие полоски, сверху чуть-чуть надстригаем их и укрепляем по бокам лотка. Травяной подиум готов! Теперь укрепляем на него наших друзей и пальму. Фигурки получились очень забавны- ми. С помощью их можно устраивать импро- визированные спектакли. Дети очень любят перевоплощаться в животных и говорить их голосами. Пробуйте и у вас обязательно по- лучится.
4. Пластилин «Престиж» с золотом и серебром.
Невероятно красивые, густонасыщенные цве- та этого пластилина поражают нас с перво- го взгляда. Пластилин великолепно держит форму даже совсем тонких деталей. А такая волшебная добавка, как золотой и серебря- ный брусочки, моментально притягивает взоры и, конечно же, руки наших мальчишек и девчонок любого возраста. Даже взрослые не смогут удержаться и обязательно что- нибудь вылепят. Пластилин способствует созданию сказочной атмосферы, поэтому все персонажи, вылепленные из него, автоматиче- ски становятся добрыми волшебниками.
«Ангел-хранитель» (рис. 56)
Для того, чтобы наш ангел был устойчивым, нам потребуются две палочки (подойдут и старые использованные ручки), которые мы соединим друг с другом и с одного конца плотно обкрутим нитками. Такой каркас из палочек будет одновременно выполнять роль туловища и ног ангелочка. Сзади палочек там, где мы их связали, прикручиваем еще одну, более тонкую. Это будет шея. Теперь облепли- ваем розовым пластилином нашу конструк- цию. Сверху прикрепляем яйцо-голову, также из розового пластилина.
Сейчас будем делать платье-накидку. Берем фиолетовый пластилин и расплющиваем его до образования тонкого полотна. Этим полот- ном обвиваем тело ангела, формируя ворот- ник, подол и т.д. Теперь прикрепляем фиоле- товые рукава, затем – розовые руки. Пальцы на руках мы создадим с помощью ножниц, аккуратно вырезая каждый пальчик.
Теперь можно прикрепить декоративные украшения на платье. Делаем это из белого и серебряного пластилина.
Далее будем делать башмачки. Смешиваем фиолетовый пластилин с серебряным и создаем достаточно объемные башмачки, чтобы фигурка ангела-хранителя прочно держалась в них и не падала.
Настала очередь создания глаз, век, ушей, носа и рта. Прилепляем их к голове. Наш анге- лочек ожил!
А сейчас самый волнующий и захватывающий этап. Будем работать с золотым и серебряным пластилином. Сначала из золотого пластили- на, путем расплющивания, создадим полотно для волос. Ножницами вырежем нужную фор- му и надрежем у концов. Таким же способом сделаем челку. Прикрепим все это к голове. Теперь из серебряного пластилина вырежем крылья и прилепим к спине. Завершим работу созданием ореола, который прилепим к голо- ве.
Наш ангел-хранитель готов. Такая фигур- ка, в которую вложено столько тепла и до- бра, сможет стать настоящим талисманом, ангелом-хранителем.
5. Пластилин «Премиум».
Пластилин этого класса очень яркий, мягкий и пластичный, им не только хорошо лепить, но и создавать живописные картины. Мальчики и девочки любого возраста заинтересуются данной технологией. Это сейчас мы и будем делать.«Русалочка и ее друзья» (рис. 57)

Помимо пластилина «Премиум» нам потребу- ется пластилин флуоресцентный и перламу- тровый. Возьмем лист белой плотной бумаги и выполним рисунок. Смешаем между собой синий, голубой и белый цвета. Затем, отрывая маленькие кусочки, прилепляем их к листу, размазывая пальцами. Таким образом, за- крашиваем пластилином весь лист до начала контура дна. Теперь флуоресцентным пласти- лином желтым и оранжевым цветами заполняем дно. Размазывая кусочки, пластилин сме- шивается между собой.
Сейчас будем создавать русалочку. Из розо- вого пластилина «Премиум» делаем голову, шею, руки и туловище. Шариками перламу- трового пластилина зеленого цвета создаем чешуйчатый хвост и топик. Флуоресцентным пластилином делаем волосы. Затем, с помо- щью все тех же шариков и колбасок, вылепли- ваем и прикрепляем камни, коралловый куст и водоросли на дне.
Далее, прилепляя длинные колбаски, создаем разных рыбок. Из расплющенных шариков делаем глаза. Завершаем работу созданием пузырьков воздуха. Ни одна девочка не сможет устоять перед такой тематикой и с удовольствием нарисует такую пластилиновую картину. Удачи!

«Табличка для ванной комнаты» (рис. 58)
Предлагаем выполнить эксклюзивные таблич- ки на двери ванной комнаты и других по- мещений. Мальчишки заинтересуются такой идеей.
На листе белой бумаги выполните рисунок. Размажьте зеленого цвета пластилин, за- полняя все пространство стены на рисунке. Голубым перламутровым цветом пальцами закрашивайте пол. Далее делаем интересную кафельную плитку, смешивая цвета пластили- на между собой. И опять, колбаски и приплюс- нутые шарики. Далее создаем форму ванной из серого пластилина, окаймляя золотом и серебром из пластилина «Престиж». Золо- тыми делаем и ножки ванной. Теперь лепим голову, туловище и руки мальчика, сидящего в ванной. Завершаем образ моющегося – гла- зами, носом, ртом, ушами и волосами. Затем делаем эффектную мыльную пену, вылезаю- щую из ванной. Ну и в завершении, фиолето- вым перламутровым пластилином напишем слово «Занято» и прикрепим к форме ванной. Вылепим и прикрепим окантовку. Сзади при- клеиваем клеем ПВА тесьму и вешаем таблич- ку на дверь.
Вот такая шутливая табличка у нас получи- лась. Таким же образом можно сделать та- бличку «Моя комната», «Не входить», «Вкусная еда» и т.д. Фантазии и выдумке нет предела. А осуществить наши мечты мы сможем с пла- стилином химзавода «Луч».
И так, мы показали вам всего лишь немногие направления работы с пластилином. В каждом доме, в каждой семье и везде, где есть дети, должен быть этот уникальный материал. Иногда, даже лепить из него ничего не надо, нужно лишь отщипнуть кусочек, перебирать его из одной руки в другую, работая при этом пальчиками. Это хорошо снимает напряжение, расслабляет, в голове становится легко и приятно. Таким образом, любая деятельность на основе пластили- на помогает снять мышечное напряжение, развивает мелкую моторику (так необходимую для дальнейшей успешной жизни) и пространственное мышление (это умение безошибочно ори- ентироваться в пространстве), ну и конечно же, формирует творческое воображение и фанта- зию. Иногда, когда нам кажется, что мысли наши путаются, достаточно взять в руки пластилин и что-то им вылепить. Этого будет достаточно, чтобы голова стала свежая.
Комментариев нет:
Отправить комментарий